ЛОНДОН/ НОВЫЙ МОРКОЙ Когда Тесла Элона Маска стала самым большим именем, о котором можно было судить по тому, что в прошлом месяце она добавила биткойн в свою казну, многие мудрецы поспешили назвать корпоративный бросок в сторону процветающей криптокоррелийной валюты.

Тем не менее, вряд ли когда-нибудь в ближайшее время появится согласованное криптографическое начисление, говорят многие финансовые руководители и бухгалтеры, не желающие рисковать своими балансовыми отчетами и репутацией по крайне неустойчивому и непредсказуемому активу, что ставит под сомнение общепринятые нормы.

«Когда я сдавал казначейские экзамены, нам говорили, что наша цель номер один — гарантировать безопасность и ликвидность баланса, — сказал Грэм Робинсон, партнер по международному налогообложению и казначейству в PwC и советник британской Ассоциации корпоративных казначеев.

«Это фундаментальная проблема с bitcoin, если это цели казначеев, то их нарушение может привести к неприятностям».

Ставка в 1,5 миллиарда долларов биткойна Tesla Inc увидел его присоединиться к фирме программного обеспечения для бизнеса MicroStrategy Inc и Twitter босс платежей Джек Дорси компании Square Inc в обмене некоторых традиционных резервов наличных денег на цифровую монету.

Сторонники крипто-валюты рассматривают ее как хедж против инфляции в период беспрецедентного государственного стимулирования, падения доллара и рекордно низких процентных ставок, которые делают привлекательные высокодоходные активы труднодостижимыми.

Хотя эти шаги вызвали больше обсуждений в совете директоров, по мнению более десятка финансовых директоров, членов совета директоров и бухгалтеров, опрошенных агентством Reuters, головная боль от волатильности bitcoin до учёта и хранения её, скорее всего, предотвратит большую волну компаний, владеющих большими суммами на балансах в краткосрочной перспективе.

«Потребуется больше, чем небольшая горстка дестабилизирующих компаний, инвестирующих в bitcoin, чтобы повлиять на повествование в залах заседаний совета директоров», — сказал Рауль Фернандес, предприниматель и инвестор, который входит в ревизионный комитет совета директоров Broadcom Inc, а также других компаний.

«Крупные глобальные компании, я не вижу, чтобы эти разговоры происходили прямо сейчас.»

ГРАФИК: Ставки на bitcoin —

Нематериальный клубок bitcoin

Одна из проблем может заключаться в дьяволе бухгалтерского учета в бухгалтерской отрасли, которая, как и многие другие, до сих пор изучает природу криптографических валют.

Совет по стандартам финансового учета, который устанавливает стандарты бухгалтерского учета для американских корпораций, не имеет специальных указаний по учету криптографических валют. Однако, в соответствии с обсуждениями, ведущимися между отдельными торговыми организациями США, компании применяют существующее руководство FASB по учету «нематериальных активов», которое обычно включает в себя интеллектуальную собственность, узнаваемость бренда или гудвилл.

Согласно этим правилам, компании, не являющиеся инвестиционными компаниями или брокерами-дилерами, не могут учитывать прирост стоимости холдингов в случае роста цены bitcoin, но должны записывать свои инвестиции как расходы на обесценение, если она падает.

Кроме того, как только компания списывает свои холдинги, она не может зафиксировать последующую прибыль до тех пор, пока не продаст.

Компании, напротив, периодически отражают в своей финансовой отчетности влияние колебаний традиционных валют.

Согласно источнику, знакомому с этим вопросом, FASB не планирует в ближайшее время пересмотреть своё отношение к bitcoin, так как этот вопрос затрагивает лишь немногие из его составляющих.

«Я не думаю, что это лучший бухгалтерский учет на сегодняшний день», — сказал Роберт Херц, бывший председатель FASB. «Я надеюсь, что если в биткойн попадёт больше крупных компаний, совет по стандартам бухгалтерского учёта может пересмотреть порядок учёта».

За пределами Соединенных Штатов криптокорреспонденты обычно также рассматриваются как нематериальные активы. Но, в отличие от указаний, содержащихся в правилах FASB, в последующие годы списание может быть обращено вспять. В некоторых случаях компании могут регистрировать биткойн по рыночной стоимости. См. ЭКСПЛАЙНЕР:

Криптографические миллиарды компаний

Компании, акции которых котируются на бирже, вместе держат около 9 миллиардов долларов bitcoin, показывают данные сайта Bitcoin Treasuries. Около 80% принадлежит Tesla и MicroStrategy, последним принадлежит более 4,5 миллиардов долларов.

Площадь, которая позволяет пользователям покупать и продавать bitcoin, заявила в прошлом месяце, что она добавила ещё $170 млн. виртуальной монеты в свою казну.

Конечно, если цена на bitcoin растет, компания всегда может просто продать свои холдинги, тем самым реализовав некоторый выигрыш. Тем не менее, это всё ещё рискованное вложение, учитывая рекордные крипто-валютные показатели диких колебаний.

В 2013 году, например, bitcoin стартовал примерно с $13 и вырос до более чем $1,000. В 2017 году он вырос примерно с $1,000 до $20,000. В начале 2020 года он опустился ниже $4,000. В конце прошлого месяца он упал более чем на 25% всего лишь через неделю после того, как достиг рекордного уровня выше $58 000. Теперь она восстановила часть своих потерь.

Около 5% финансовых директоров (CFO) и руководителей высшего звена заявили, что планируют удерживать bitcoin на своих балансах в 2021 году, говорится в опросе 77 руководителей, проведённом американской исследовательской фирмой Gartner в прошлом месяце.

Около 84% респондентов заявили, что никогда не планировали держать его в качестве корпоративного актива, ссылаясь на волатильность в качестве основной проблемы, за которой следуют неприятие риска совета директоров, медленное принятие в качестве широко распространенного способа оплаты и вопросы регулирования.

«Я думаю, что по большей части вы найдете компании, которые избегут такого рода вещей», — сказал Джек МакКаллоу, президент Совета по лидерству финансовых директоров и бывший финансовый директор.

«Финансовые директора, скорее всего, будут очень консервативны в управлении корпоративными казначейскими обязательствами. Они счастливы опускать деньги в очень безопасные места с низкими процентами». Их работа заключается в том, чтобы помочь развитию компании через ее деятельность, а казначейство должно быть надежным и безопасным».

Зачем ставить на кон мою шею?

Сторонники крипто-валюты, однако, говорят, что основания для компаний покупать bitcoin ясны, не в последнюю очередь это касается падения доллара — доминирующей резервной валюты, которая упала примерно на 4,5% по отношению к корзине основных валют за прошедший год.

«Стоимость доллара с течением времени становится все слабее и слабее», — сказал Дейв Сакетт, финансовый директор ULVAC Technologies Inc, американской дочерней компании японского производителя вакуумного оборудования, и активный крипто-валютный инвестор.

«Биткойн переворачивает на этом сценарий».

В апреле прошлого года Sackett предложил руководителям ULVAC инвестировать в bitcoin, предложив им рискнуть, а затем обналичить средства с потенциальной прибылью. Они упустили возможность, сказал он.

Другие потенциальные головные боли для руководителей включают вопросы о том, как компания может безопасно хранить крипто-валюту, и как много она должна раскрывать акционерам о мерах безопасности, сказал Тим Дэвис (Tim Davis), руководитель практики консультирования по финансовым вопросам и рискам Deloitte & Touche, который консультирует компании по вопросам хранения крипто-валюты на их бухгалтерских балансах.

Громкие кражи на биржах высветили проблемы, связанные с безопасным хранением цифровых активов. Потеря паролей для цифровых кошельков также является риском. Оффлайновое или «холодное» хранение, по общему мнению, является лучшей защитой от хакеров, однако существует малое количество регулирующих стандартов, если таковые вообще существуют.

«Ты сам его опекаешь?» Дэвис сказал. «У тебя есть право на обмен? Сколько ты хочешь иметь в горячем кошельке против холодного кошелька?»

В конечном итоге, добавили эксперты, экспансия в bitcoin компаний, не имеющих связей с крипто-валютным рынком, может зависеть от готовности финансовых руководителей взять на себя риск.

«Общий консенсус среди казначеев состоит в том, что очень немногие из них собираются изначально следовать этой тенденции», — сказал Нареш Аггарвал (Naresh Aggarwal) из Ассоциации корпоративных казначеев Великобритании.

«Как казначей, если я прав, и цена удвоится, компания может продать свой холдинг и получить прибыль. Хотя компания может стоить дороже, это не будет отражено в моей компенсации», — добавил он.

«Но если цена упадет, я уверен, что меня уволят». Зачем ты мне шею подставляешь?»

(Эта история исправляет орфографию во имя Роберта Герца)