Возможно, Toyota и стала пионером в стратегии «точно в срок», но когда речь заходит о чипах, ее решение о складировании того, что стало ключевыми компонентами автомобилей, уходит корнями в десятилетие катастрофы на АЭС «Фукусима».

После катастрофы, разорвавшей цепи поставок Toyota 11 марта 2011 года, крупнейший в мире автопроизводитель понял, что время, затраченное на производство полупроводниковых приборов, было слишком длинным, чтобы справиться с такими разрушительными потрясениями, как стихийные бедствия.

Именно поэтому компания Toyota разработала план обеспечения непрерывности бизнеса (ППБ), в соответствии с которым поставщики должны были запасать для японского автопроизводителя чипсы на срок от двух до шести месяцев, в зависимости от времени, которое требуется от заказа до поставки, сообщили четыре источника.

И именно поэтому Toyota до сих пор в значительной степени не была затронута глобальным дефицитом полупроводников после всплеска спроса на электротовары под коронавирусными блокировками, что заставило многих соперничающих автопроизводителей приостановить производство, сообщают источники.

«Toyota была, насколько мы можем судить, единственным автопроизводителем, должным образом оборудованным для решения проблемы нехватки чипов», — сказал человек, знакомый с Harman International, которая специализируется на автомобильных аудиосистемах, дисплеях и технологии помощи водителю.

Два источника, которые говорили с Reuters, — инженеры Toyota, а остальные — в компаниях, занятых в бизнесе чипов.

Toyota удивила конкурентов и инвесторов в прошлом месяце, когда заявила, что ее производство не будет значительно нарушено из-за нехватки микросхем, даже несмотря на то, что Volkswagen, General Motors, Ford, Honda и Stellantis, среди прочих, были вынуждены замедлить или приостановить некоторое производство.

Тем временем, Toyota увеличила выпуск автомобилей за финансовый год, заканчивающийся в этом месяце, и повысила прогноз годовой прибыли на 54%.

Классическое экономичное решение

Источник, знакомый с Harman, сказал, что компания, часть южнокорейской Samsung Electronics, испытывала нехватку центральных процессоров (ЦП) и интегральных схем управления питанием еще в ноябре прошлого года.

Несмотря на то, что Harman не производит чипов, из-за своей непрерывной работы с Toyota, он был вынужден расставить приоритеты автопроизводителю и обеспечить наличие достаточного количества полупроводников для поддержания поставок своих цифровых систем в течение четырех и более месяцев, сказал источник.

Чипами в особенно дефицитных сейчас являются микроконтроллеры (MCU), которые управляют множеством функций, таких как торможение, ускорение, рулевое управление, зажигание, сгорание, датчики давления в шинах и датчики дождя, сообщили Reuters четыре источника.

Тем не менее, Toyota изменила способ покупки микросхем и других микрочипов после землетрясения 2011 года, которое вызвало цунами, унесшее жизни более 22 000 человек и спровоцировавшее смертельный взрыв на АЭС Фукусима.

После землетрясения компания «Тойота» подсчитала, что ее закупки более 1200 частей и материалов могут пострадать, и составила список из 500 приоритетных товаров, которые будут нуждаться в надежных поставках в будущем, включая полупроводники, изготовленные ключевым японским поставщиком чипов — компанией «Ренесас Электроникс».

Последствия катастрофы были настолько тяжелыми, что компании Toyota потребовалось шесть месяцев, чтобы вернуть производство за пределами Японии на нормальный уровень, сделав это дома двумя месяцами ранее.

Это было большим шоком для системы «точно в срок» Toyota, потому что бесперебойный поток компонентов от поставщиков на заводы к сборочным линиям — а также бережливые запасы — были в центре ее становления в качестве лидера отрасли по эффективности и качеству.

В то время как риск, связанный с цепочками поставок, сейчас является главным и главным практически в каждой отрасли, этот шаг показывает, как Toyota была готова выбросить свой собственный свод правил, когда речь зашла о полупроводниках — и пожинает плоды.

Пресс-секретарь компании Toyota заявил, что одной из целей ее стратегии по бережливым запасам является чувствительность к неэффективности и рискам в цепочках поставок, выявление наиболее потенциально опасных «узких мест» и выяснение того, как их избежать.

«ППГ для нас был классическим экономичным решением», — сказал он.

Нет черных целей

Toyota оплачивает свою договоренность о складировании с поставщиками чипов, возвращая часть требуемого от них сокращения затрат каждый год в течение жизненного цикла любой модели автомобиля в рамках так называемых годовых программ снижения затрат, сообщают источники.

Инвентаризация микросхем MCU — которые часто объединяют несколько технологий, процессоров, флэш-памяти и других устройств — проводится для Toyota поставщиками запчастей, такими как Denso, которая частично принадлежит Toyota Group, производителями чипов, такими как Renesas и Taiwan Semiconductor Manufacturing, а также торговцами микросхемами.

Несмотря на то, что существуют различные типы микросхем, те, которые находятся в дефиците, сейчас представляют собой не самые современные чипы, а более распространенные микросхемы с полупроводниковыми узлами в диапазоне от 28 до 40 нанометров, сообщили источники.

Планы компании Toyota по обеспечению непрерывности производства чипов также смягчают последствия стихийных бедствий, усугубляемых изменением климата, таких как более ожесточенные тайфуны и дождевые бури, которые часто вызывают наводнения и оползни по всей Японии, в том числе в южном регионе Кюсю, где компания Renesas также производит чипсы.

Один из источников, участвующих в поставках полупроводниковых приборов, сказал, что Toyota и ее филиалы стали «дополнительными неприятиями риска и чувствительными» к последствиям изменения климата. Но стихийные бедствия и не единственная угроза на горизонте.

Автопроизводители опасаются, что будет больше сбоев в поставках чипов из-за растущего спроса, так как автомобили становятся все более цифровыми и электрическими, а также ожесточенное соперничество за чипы от производителей смартфонов до компьютеров, от самолетов до промышленных роботов.

Источники сообщили, что Toyota имеет еще одно преимущество перед некоторыми конкурентами, когда речь заходит о чипах, благодаря своей многолетней политике, направленной на то, чтобы быть уверенной в том, что она понимает все технологии, используемые в ее автомобилях, а не полагаться на поставщиков, которые поставляют «черные ящики».

«Этот базовый подход отличает нас», — сказал один из источников, инженер Toyota.

«От того, что вызывает дефекты в полупроводниках, до кровавых подробностей о производственных процессах, например, какие газы и химикаты Вы используете для обеспечения работы процесса, мы понимаем технологию как внутри, так и снаружи. Это другой уровень знаний, который Вы не можете просто получить, если просто покупаете эти технологии».

«ПОТЕРЯЛИ ХВАТКУ?

В этом столетии произошел взрыв в использовании полупроводников и цифровых технологий автопроизводителями благодаря появлению гибридных и полностью электрических транспортных средств, а также автономному управлению и связанным с ним функциям автомобиля.

Эти инновации требуют еще большей вычислительной мощности и частично используют новую категорию полупроводников, называемую системой на чипе, или SoC, которая грубо говоря объединяет несколько процессоров на одной логической плате.

Технология настолько новая и специализированная, что многие автопроизводители оставили ее поставщикам крупных деталей для управления рисками.

Однако в соответствии со своим подходом «нет черного ящика», Toyota разработала глубокое внутреннее понимание полупроводников, чтобы подготовиться к запуску своего успешного гибрида Prius в 1997 году.

За годы до этого она привлекла талантливых инженеров из индустрии микросхем и в 1989 году открыла завод по производству полупроводниковых приборов для помощи в проектировании и производстве микропроцессорных блоков, используемых для управления системами силовых агрегатов Prius.

Toyota проектировала и производила свои собственные микроконтроллеры и другие чипы в течение трех десятилетий, пока не передала свой завод по производству чипов компании Denso в 2019 году для консолидации деятельности поставщика.

Четыре источника сообщили, что стремление компании Toyota на ранних стадиях развить глубокое понимание процессов проектирования и производства полупроводниковых приборов стало основной причиной, по которой ей удалось избежать дефицита, в дополнение к контрактам на преемственность.

Два источника, однако, заявили, что они опасаются, что сделка с Denso может указывать на то, что Toyota, наконец, готова отказаться от своего подхода «no black box», даже несмотря на то, что поставщик является частью более широкой группы Toyota Group.

«На этот раз все было хорошо, но кто знает, что нас ждет в будущем?» — сказал один источник. «Возможно, мы теряем контроль над технологиями во имя эффективности технологического развития».